История керамики: мощные курганы, впечатлительный император и восстановительный режим

…В третьем веке нашей эры в истории Японии начинается очередной этап ее развития: период Кофун, который длился до середины шестого века. В это время японцы продолжали развиваться материально и культурно, и даже постепенно учились писать и читать: правда, использовали они китайские иероглифы, с которыми их познакомили буддийские монахи, приехавшие на ПМЖ на острова из Кореи.

 Керамика ручной работы

Японская керамика

Керамика Японии

О керамике Японии

Название свое исторический период получил от культуры могильных курганов, которые стали самыми интересными археологическими памятниками того времени. Традиция кофун (по-японски «старый курган») берет свое начало, как и многое в Японии, на континенте – в Китае. Японцам понравились здоровенные могильники, и они начали с энтузиазмом насыпать их по всей стране (сейчас их насчитывают более ста шестидесяти тысяч). Сначала кофуны были круглыми, потом в виде замочной скважины. Само собой, габариты захоронений варьировались – в зависимости от статуса покойника. Самый мощный отгрохали для полулегендарного императора Нинтоку: его кофун высотой 35 метров и 480 метров в длину имеет общий объем около полутора миллионов кубометров.

Понятно, что такие могучие сооружения надо было как-то украшать, и в моду входят ритуальная керамическая скульптура «ханива». Поначалу ханива представляли собой просто метровые полые цилиндры с дырочками по бокам; полагают, что внутри этих цилиндров находились светильники. Согласно легенде (изложенной в написанной по-китайски в VIII веке нашей эры хронике Нихон-сёки и в чуть более ранней Кодзики), первые ханива придумал правивший на рубеже тысячелетий (29 год до нашей эры – 70 нашей: девяносто девять лет, ну на то она и легенда) впечатлительный император Суйнин. По обычаю тех времен, правителей и всяких прочих олигархов хоронили вместе с живыми еще слугами и домочадцами; когда после смерти дядьки Суйнина закопали всю его свиту, члены последней долго не хотели умирать, оглашая округу унылыми воплями и прочими неприличными в строгом японском обществе ламентациями, которые в неурочный час доносились из-под земли и мешали порядочным людям в их работе и отдыхе. Суйнин поморщился, почесал в затылке и велел впредь вместо живых людей закапывать их глиняные аватарки. (Помните керамическую армию Циня Шихуан-ди?) Так вот, поначалу ханива были просто цилиндриками, потом (в конце четвертого века) стали человечками (тоже полыми внутри). Человечки были разнообразны: воины (разумеется: надо же кому-то биться с загробными обитателями), крестьяне (труд облагораживает и на том свете), симпатичные светские и полусветские (невольный каламбур) барышни и дамы, а также всевозможные комедианты (делу – час, потехе – время, коего у умершего аристократа по-любому предостаточно). Фигурки имели различные габариты – в высоту до полутора метров.

Еще позже ханива стали зооморфными – лошадки, собачки, птички, рыбки; кроме того, появились домики, повозки, лодки и прочие средства передвижения покойного по потустороннему миру.

 Посуда эпохи Кофун стала разнообразнее и совершеннее по сравнению с предшествующим периодом Яёй. Керамические изделия приобрели легкость и изящество, их стенки стали гораздо тоньше. Установлено, что кофунские гончары использовали в работе окислительный и восстановительный режимы обжига: первый, более простой технологически, проводился на открытом воздухе и давал керамику красно-желтого и ярко-оранжевого цвета, которая называлась «хадзи». Второй требовал наличия печей достаточно сложной конструкции и был достаточно дорог: получаемые в процессе восстановительного режима изделия ровного серого цвета назывались «суэки» (или «суэ»): считается, что подобная технология была завезена на острова из Кореи.

Наиболее известными формами керамической посуды периода Кофун были тарелки, чашки с крышками (традиция их изготовления существует и в наше время) и чаши на поддонах: их назначение до сих пор считается не совсем ясным; впрочем, большинство ученых полагает, что это «предметы культа».

Керамику хадзи чаще находят в могилах простолюдинов; суэки же, судя по всему, были по карману только финансово обеспеченным японцам, которые находили последнее пристанище в могучих (и чаще всего до сих пор нераскопанных – раз олигарх-аристократ, то частное, понимаете ли, захоронение) кофунах…

Автор статьи: И. Потапов.

Керамика ручной работы Япония

Японская керамика

Керамика в Японии

Керамика

Контакты