История керамики: новые мотивы, победа коммунистов и веселый зверь Писю

…Ну так вот: в Китае наступило правление Цяньлун – на престол забрался император Хунли, и сидел там довольно долго (аж 59 лет), до самого конца XVIII века. При нем имперский Китай достиг пика могущества: территория была в полтора раза больше, нежели сейчас, население – 400 миллионов, всё управляется, все под присмотром, ну и потихоньку подкрались времена застоя.

 Керамика ручной работы

Керамика Китая

Китайская керамика

 

 

Керамика

Активно развивалась торговля с Западом: относительно керамики (то есть почти исключительно – фарфора) это выражалось в резком увеличении объемов производства, а еще в том, что в росписи изделий, идущих на экспорт, стали появляться несвойственные традиционным ханьским представлениям мотивы: идя навстречу требованиям европейских потребителей, китайские мастера стали украшать свои вазы и прочую посуду сценками из французского, голландского и прочего старосветского быта. Сюжеты брались, понятное дело, не из головы: креативные работники Поднебесной попросту лямзили их из модных парижских, к примеру, изданий (теперь понятно, откуда взялись нынешние «абидасы» и «панафоники»).

Кроме того, китайцы, не довольствуясь (довольно умелым) копированием европейских гравюр и рисунков, но и поставили на поток изготовление не больно-то свойственных своей культуре форм и видов керамических изделий, обычных для столовой сервировки в Старом Свете, типа мисок с крышками, подносов, блюд для подогревания тарелок и прочего. Зачастую продукция такого типа делалась на заказ и помечалась всякими гербами аристократических семейств – то есть европейских, в том числе и русских.

Однако все-таки в сюжетном плане, безусловно, превалировала чисто китайская символика. Как уже говорилось, особенно важной была пресловутая «благопожелательность». Весьма популярными были изображения всяких традиционных фантастико-мифологических бестий, монстров и монстриков, активно блуждавших в головах обитателей Поднебесной на протяжении тысячелетий: к примеру, птичка феникс – символ императрицы, дракон – императора. Из другого начальства был почитаем цилинь – главная фигура из 360 зверей, официально обитающих на суше. Вид он имел весьма представительный (трехметрового роста контаминация быка, льва и единорога, частенько – с крыльями), жил где-то около трех тысяч лет и никого при этом не обижал (даже траву не мял, когда шлялся по округе). Еще был похожий на него лудунь: этот знал все мировые языки, умел видеть истину, а еще быстро и много бегал (за день – 9 тысяч километров). Из той же (по внешним признакам) тусовки – милый зверь Писю, один из девяти драконьих отпрысков: приносил в пасти хозяину злато-серебро, отгонял нечисть и не имел дырки в попе (дабы нечисть, нечаянно проглоченная, не выбралась наружу). Всю эту веселую компанию охотно изображали на посуде и ваяли в виде фарфоровых статуэток.

Часто встречалась фауна и флора попроще: бамбук – намек на стойкость, лотос – аналог нравственной чистоты, долгоживущий журавль и рыба, аллюзирующая к карьерному успеху и достатку (символы не врут: цинскую вазу с рыбками на одном из аукционов не так давно загнали за $81 млн.)

Во времена Цяньлун китайские керамисты работали довольно спокойно: из их мастерских выходили изделия новых форм, расписанные дополненной новыми цветовыми оттенками полихромной росписью: декор стал сложнее и изысканнее.

Новый толчок в развитии получила и монохромная роспись. Здесь мастера Поднебесной в основном следовали старым традициям, дополняя их свежими веяниями.

Китайская мелкая фарфоровая пластика прочно завоевала место на полках и полочках «лучших домов» европейских столиц: те же цилини и писю теперь весело скалили зубы в шикарных обиталищах лондонских, парижских и санкт-петербуржских буржуев и аристократов. В претенциозных резиденциях вельмож и внезапно разбогатевших булочников имелись целые «китайские комнаты», битком набитые разнообразной, разновеликой и дорогущей посудой, привезенной с далеких берегов Янцзы и Хуанхэ…

Но – время шло, и империя Цин стала загибаться (совсем загнулась в 1912 году). При вломившихся в страну японцах стало не до керамики, а победившие коммунисты вообще объявили фарфор пережитком, и чуть было совсем дело не погубили: однако потом одумались, и сейчас исинские и цзиндэчжэньские мастера активно наверстывают упущенное…

А конкурировать на рынке популярной в мире восточной керамической экзотики им приходится с не менее умелыми асами гончарного дела – и прежде всего японскими…

Автор статьи: И. Потапов.

 Керамика

 

 

Керамика в Китае

 

 

Керамика ручной работы Китай

 

Контакты