История керамики: обидчивый граф, голодный коммодор и всеяпонская вестернизация

…Продукция гончарных мастерских Сацума пользовалась постоянной популярностью на протяжении всего периода Эдо: конечно, были и взлеты, и падения; всплеск особенного интереса к сацумской керамике за пределами Японии пришелся на вторую половину XIX века.

Сацумская керамика

История керамики

Керамика Японии

Японская керамика

Как известно, в это время пришел конец политике самоизоляции Страны Восходящего Солнца (сакоку). Уже говорилось, что с середины XVII века японцы спрятались на своих островах, почти совершенно отгородившись от остального мира физически и морально. Причиной тому послужили два основных фактора: во-первых, самураи видели, как лихо европейцы захватывали колонии по всему миру (к примеру, находящиеся рядом с Японией Филиппины), да еще и манчжурская династия Мин, рассевшаяся в Китае, посматривала на соседей с очевидно плотоядным интересом, а те очень хорошо помнили походы Хубилая, пусть и неудавшиеся. Во-вторых, в результате стремительно развивавшихся международных торговых связей стали весьма активно богатеть всякие там горожане – представители совершенно левых, в понимании правящих вояк, сословий. Зачем сёгунату такая конкуренция? Конечно, незачем: лучше запретить общение с иноземцами, а для острастки продолжать использовать (пусть формально запрещенную) практику цудзи-гири («смерть на перекрестке»): это когда самурай имеет право в целях проверки качества своего меча со всей молодецкой дури зарядить клинком по голове (ну, или какая там еще часть тела подвернется) первому попавшемуся ему на дороге торговцу или простолюдину.

Так и жили японцы до XIX века; однако постепенно «медноволосые варвары» стали проникать на священную землю Ниппон (и русские в том числе: к примеру, известный граф Резанов, который ходил в Калифорнию на судах «Юнона» и «Авось» и обольщал там прекрасную Марию де ла Консепсьон Марселлу Аргуэльо, в 1804 году забрел в Нагасаки, где, не встретив должного понимания со стороны японцев, рассердился, нахамил аборигенам, сам на них обиделся и отомстил, приказав спалить несколько японских селений). Сёгунат пытался бороться: в 1825 году был издан указ, согласно которому надлежало открывать огонь по любому чужому кораблю, осмелившемуся объявиться у берегов Ямато, однако так не могло продолжаться дальше: стремительно расширялись США, через Тихий океан начали вовсю шастать и европейские, и американские суда (в том числе пароходные), а в Японии было удобно пополнять запасы угля и провизии. Ну вот самураи и дождались: в 1853 году неподалеку от Эдо постреляли из пушек «черные корабли» американского коммодора Перри; через год он появился там снова, остался недоволен предложенным ему шикарным японским обедом («А где мясо?!») и заставил правительство Токугава подписать неравноправный договор (чуть позже подобные соглашения были заключены японцами с Россией, Францией и Британией).

С этого момента сыны Ямато, убедившись, что в военно-техническом плане они ничего не могут противопоставить продвинутым представителям Запада, начали активную вестернизацию страны. Чего теперь стесняться, подумали они: в отношении керамики это выразилось в том, что в 1873 году на Всемирную выставку в Вене была отправлена партия сацумской керамики, которая произвела там настоящий фурор.

Взлетевший до небес спрос на продукцию сацумских гончаров привел не только к увеличению производства в самой Сацуме, но и к тому, что им стали подражать и в других японских керамических центрах – к примеру, в Киото, где трудились продолжатели традиций Огата Кэндзана. Поначалу посуда в стиле «сацума», идущая на экспорт, расписывалась в основном «цветами и птицами» (известный жанр, слямзенный у китайцев); позже появились жанровые сценки – кавалеры и дамы из бессмертного «Гэндзи», лысоватые, но бородатые «носители меча», еще позднее стали изображать городские виды. В Старом Свете пошла мода на все японское (стиль «японизм»: от картинок укиё-э Хокусая и прочих мастеров европейские художники просто обалдели и начали массово шлепать импрессионистические, модернистские, кубистские и прочие виды Фудзи); японцы же, как прилежные ученики, тоже не остались в долгу: например, их керамисты начали активно применять технику «жидкого золота» («суйкин»), изобретенную мастерами фарфора из германского Мейсена…

Автор статьи: И. Потапов.

История японской керамики

История керамики Японии

Керамика Японии

Японские керамисты

Контакты