История керамики: разноцветные семейства, статья 58-8 и благопожелательность

…Фарфор из широко известного «Зеленого семейства» стал как бы продолжением традиции минского полихромного ду-цая, хоть и отличался, конечно. Цветовой тон росписи – зеленый, всевозможных оттенков, от светленького до мрачновато-болотного: чем больше в красителе медных окислов, тем болотистее. Дополняли зелень всевозможные оттенки желтого, черного, коричневого, красного и, в отличие от бирюзы ду-цая, фиолетового. При этом изделие сначала расписывалось пятью дополнительными цветами, а потом покрывалось полупрозрачной надглазурной зеленой эмалью.

Керамика Китая

Керамика

Китайский фарфор и керамика

Чуть позже – но еще во время правления императора Канси, который, напомним, руководил империей с 1661 по 1722 год – в пару к «Зеленому» семейству добавилось еще и «Розовое». Как понятно из самого названия, здесь превалировали розовые тона: основу краски составляло «коллоидное» золото, в результате чего цвет получался стойким, но в то же время достаточно мягким. Сюжеты росписи – флора и фауна, деревца, цветочки, птички и зверюшки, снующие по пейзажу: зачастую красота изображения дополнялась иероглифически-каллиграфическими экзерсисами – стих там какой-нибудь, или поучение.

(Кстати говоря, автором «какого-нибудь» стиха иногда выступал сам император. Цинское начальство вообще активно участвовало в подобного рода затеях, и совало туда нос не из праздного любопытства, но стремясь подчеркнуть легитимность и преемственность власти – по сути дела, узурпированной. Тот же самый Канси в этих целях старался активно дружить со всеми, начиная с «западных партнеров» (пустил в страну в больших количествах иезуитов и прочих католических миссионеров, которые принялись деятельно обращать аборигенов в христианство) и заканчивая местными хранителями традиций. Правда, подобные заигрывания закончились довольно быстро: в Европе китайцев за людей особо не считали (подумаешь, хороший фарфор и дрессированная обезьяна сделает), а посему папа Климент XI надул щеки и велел новообращенным напрочь отказаться от конфуцианских обычаев – типа почитания предков, императора и прочего. Как ни пытались ему иезуиты из числа тех, кто поумнее, объяснить, что этого делать не стоит, что подобные обряды не есть религия в европейском смысле, а просто тысячелетняя («гражданская», как они говорили) традиция, которую не нужно считать идолопоклонством – и тем более нельзя поломать просто так, – понтифик стоял на своем: ну и достоялся. В 1721 году Канси потерял терпение и дал миссионерам пенделя, который действовал до 1939 года, когда Ватикан одумался и милостиво разрешил китайцам-христианам кланяться (в прямом смысле то есть) могилам своих отцов и вешать картинку с Конфуцием на стенку в католической школе.

А местных «хранителей традиций» Канси тоже вскорости взял к ногтю, введя весьма жесткую цензуру: вякнул какой-нибудь грамотей что-то против власти, начирикал неправильный иероглиф на бумажке или на плошке, и всё – самого четвертовать, а «членов семьи изменника родины» казнить способом попроще. Вполне радикально: это вам не ссылка на пять лет по статье 58-8).

 В начале XVIII века китайские керамисты, «прилежно трудившиеся» (классная фразочка небезызвестного Хонеккера) под чутким вниманием пар… то есть государства, активно совершенствуют гончарные технологии, возрождая старые традиции и придумывая новые. К примеру, иногда на изделия порошковый кобальт выдувался до начала обжига, потом наносилась глазурь и роспись (часто – золотом): подобное называли «пудренным кобальтом». Популярна монохромная роспись с использованием оттенков красного: «бычья кровь», «пламенеющие» цвета (с добавлением фиолетовых потеков), «персиковая» глазурь (мягкие розоватые отблески). Монохромно расписывали и голубоватым («цвет луны»), и зеленым («цвет яблока»). Не забыта и полихромная роспись: сюжетная тематика – пейзажи, жанровые сценки, птички и цветочки – всё, как обычно на Востоке, вполне символично и исполнено глубокого смысла. Учеными, критиками и прочими искусствоведами при расшифровке символов и смыслов используется красивый термин «благопожелательность»: к примеру, на вазе имеются далекие надменного вида скалы, близкие пышные пионы и в нейтральном пространстве беззаботная стрекоза. Все очень четко и ясно: скалы символизируют долголетие, пионы – знатность и богатство, стрекоза – легкость бытия. Очень красиво и всем нравится.

Чуть позже Канси началось правление Цяньлун (1736–1795). Этот период считается временем последнего, предзакатного взлета в развитии керамического искусства Китая…

Автор статьи: И. Потапов.

Керамическое искусство Китая

Китайская керамика и фарфор

Всё о керамике Китая

Тарелка с полихромной росписью Китай

Контакты