История керамики: стило вместо зубов, нетерпеливый тигр и раскопанный мавзолей

…Более продвинутые по сравнению со своими предшественниками представители гончаров периода Мумун привнесли много нового в развитие керамического дела. Технологии подготовки керамической массы, обжига, декорирования усложняются: черепок изделия становится прочнее, а стенки сосудов уже не такими грубыми. Мумунские мастера умели обжигать горшки и кувшины в режиме окисления, что обеспечивало яркую окраску теплых тонов, а также использовали дым во время процесса, когда осаждавшийся в порах обжигаемой посуды излишний углерод придавал ей черный или насыщенный темно-серый цвет. Часто высушенная продукция покрывалась охристым пигментом, что давало ей после обжига красный или малиновый цвет.

Керамика

 

Керамика ручной работы

Хотя мумунцы по-прежнему делали посуду методом налепа, но ее формы отличались от созданной чульмунцами гораздо более значительным разнообразием: не только примитивные горшки или прямолинейные в своем утилитаризме кувшины, но и разновеликие чашки, миски и прочее. Декор изделий также меняется: сплошные дырочки и царапины, оставленные зубастыми инструментами на неровной поверхности чульмунских сосудов, уступают место строгим геометрическим орнаментам – меандру (почти как у греков), горизонтальному зигзагу, прямым линиям, которые наносились заостренным стилом. (Часто, впрочем, на посуде вообще ничего не рисовали: пусть бока кувшинчика остаются гладкими и блестящими).

…Время шло, и корейцы старались топать с ним в ногу: во второй половине первого тысячелетия до Р.Х. на смену камню и бронзе у них пришло железо. Захотелось государственности. Конечно, корейцам было бы приятно осознавать, что их первое объединение под единым управлением состоялось давным-давно, однако прямых свидетельств этому, кроме как в новейших хрониках, нет, а хронисты, как известно, любят рассказывать разнообразные басни.

Тем не менее, корейцы говорят, что Кочосон, первое государство в их местности, образовалось аж в 2333 году до нашей эры (впервые упоминается в середине первого тысячелетия эры нашей). В «Самгук Юса» (XIII век) по этому поводу есть такая легенда.

Бывал-живал высоко-далеко Властелин Неба Хванин (для буддистов тождественен Индре). Имелся у него сын по имени Хванун, которому на воздусях пребывать надоело, и он решил сходить посмотреть, как там дела на земле.

Корейская керамика

 

Керамика Кореи

Энтузиастически настроенный Хванун научил людей разным полезным вещам (сеять злаки, лечиться и обжигать горшки), отчего те стали жить гораздо лучше: увидевши такое дело, некий тигр и некая медведица бросились ему в ноги и страстно попросили и их обратить в человеков. Хванун хмыкнул и согласился провести процедуру, для чего дал зверям по горсточке чесночных долек и полынному стебельку, наказав залезть в пещеру, сидеть там и питаться выданным рационом в течение ста дней. От такого дела тигр свалил через двадцать дней, более же упорная медведица выполнила предписания и обратилась в даму.

Поначалу она была весьма довольна, однако потом ей захотелось большего. Придя к Хвануну, она так прямо и заявила: мол хочу… это… ребенка, да! Ну, тот не стал ломаться, и на свет появился Тангун Ванг, который и основал первое корейское государство.

Мировое сообщество отнеслось к этому сообщению скептически, однако корейцы все сомнения в историчности данного происшествия решительно отвергают: южане до 1961 года вели летоисчисление от 2333 года до н.э., а северяне в девяностых годах XX века объявили, что раскопали мавзолей Тангуна, все там подтвердилось, однако пустить туда посмотреть западных ученых они не могут, потому что потому. (Южные корейцы им поверили сразу и безусловно).
Так или иначе, но зачатки государственности к концу первого тысячелетия до нашей эры уже имелись. На полуострове появились китайцы (во времена их династии Хань), которые основали несколько колоний и стали учить корейцев различным ремесленным премудростям – в том числе и гончарным. Кроме того, именно в это время начинается волна миграции на Японские острова, что, по мнению ученых, привело к образованию там культуры Яёй…

Автор статьи: И. Потапов.

Контакты