История керамики: Вальтер Черноус, потрепанная мантия и горючий алмаз

…Граф Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус, чья деятельность внесла существенный вклад в историю появления мейсенского фарфора, был человеком весьма незаурядным. Происходил он из древнего дворянского рода: предки его с давних времен были известны в Лужице (Лужицкая Сербия, Лаузиц) под фамилией Черноус (лужичане – славянская народность). С детства Чирнхаус проявлял повышенный интерес к точным наукам, а более всего его привлекали физика и математика. Поучившись дома, с целью повышения образовательного уровня он в семнадцать лет едет в Голландию, где в 1668 году поступает в Лейденский университет. Впрочем, веселая жизнь в Стране тюльпанов, по-видимому, не способствовала сосредоточению еще незрелого ума на овладении тонкостями академических дисциплин: едва поблизости разразилась очередная война (между Голландией и Францией), как юный студиозус отшвырнул учебники и добровольно впрыгнул в сапоги.

История керамики

 

 

 

 

 

Керамика ручной работы

Однако он довольно быстро просек, что армейская служба – это не приятные гулянья под луной и что по миру гораздо удобнее путешествовать не в составе маршевой роты, а в комфортабельной карете: тяга к наукам взяла верх, и Чирнхаус, сменив военный мундир на партикулярное платье, отправился сначала в Лондон, а потом и в Париж, где имел плодотворное общение с Лейбницем, поразив последнего своими познаниями в области алгебры и прочих наук.

Повзрослев, Чирнхаус остепенился и занялся настоящим делом, а не всякой псевдонаучной ерундой, да и учителя у него были достойные (все-таки великий математик, физик, философ, лингвист и изобретатель Лейбниц  – это вам не наставник Бёттгера Ласкарис, у которого в активе только и было, что магнетический взор, потрепанная мантия да замечательный порошок для фокусов). С 1681 года он осел в Саксонии, где занялся стекольным производством. На основанных им заводах выпускались уникальные по тем временам вещи – вроде зеркал и линз чудовищных размеров, с помощью которых ученые, увлеченные познанием мира с необычных сторон, доказали, к примеру, что можно даже алмаз спалить напрочь: ничто не устоит перед натиском науки и любовью к экспериментам.

Для подобных издевательств над природой любознательным экспериментаторам требовался определенный инструментарий – как теоретический, так и практический. Дабы создать весьма жаропрочную печь для плавления стекла, требовались вполне огнеупорные материалы; Чирнхаус, с его серьезным подходом к работе и опытом в минералогии, настойчиво искал нужный состав и необходимые керамические компоненты. Понятно, что ему в какой-то момент понадобились толковые помощники: и вот тут-то исключительно вовремя под руку подвернулся хоть и разгильдяистый, но все же небесталанный Иоганн Фридрих Бёттгер.

Волею судеб Чирнхаус оказался комендантом крепости, где мыкался алхимик-недотепа. Посмотрев на то, как Бёттгер обустроил свою научно-производственную лабораторию по поискам философского камня, он понял, что навыки, имеющиеся у юнца, вполне могут пригодиться в настоящем деле, и привлек его к общественно-полезному труду. Бёттгера возня с керамикой поначалу не очень-то интересовала, однако он сообразил, что это занятие все же перспективнее, чем трансмутация аурума из фекалий, и с известным энтузиазмом принялся за работу. Сплав молодости и опыта дал неожиданно скорый результат: уже через год (в 1705-м) был получен первый протофарфор – так называемый «красный» (или «яшмовый»).

Для его производства использовалась красная глина с повышенным содержанием оксида железа: изделия из нее обжигались при высоких температурах (и, соответственно, выдерживали исключительно сильный нагрев – то, что было нужно Чирнхаусу), выходили очень твердыми, звонкими при постукивании, но пока еще непрозрачными. Готовые чайники, кувшины и тарелки тщательно полировались, после чего получались весьма красивыми и пользовались значительным спросом.

Главный спонсор производства, курфюрст Август Сильный, был приятно удивлен успехом керамистов – Бёттгер наконец-то оправдал его ожидания. Пусть у алхимика получилось и не совсем, так сказать, золото, но до хорошей керамики глава Саксонии тоже был большой охотник, причем его пристрастия в этой сфере декоративно-прикладного искусства другой раз приносили ущерб не только казне, но и обороноспособности страны…

История европейской керамики

Автор статьи: И. Потапов. 

Контакты