История керамики: яйцерожденный венценосец, боковая ветвь драконов и тускловатый селадон

…Итак, в конце VII века обитатели Корейского полуострова оказались объединены под сенью могучей длани правителей государства Силла…

Правители эти, кстати говоря, имели происхождение, само собой, волшебное и даже чудесное: согласно легенде, первый силланский царь-государь вылупился на белый свет из свалившегося откуда-то с неба огромадных размеров пурпурного яйца. (Между прочим, яйцо было похоже на тыкву, которая по-корейски называется «пак», и посему венценосец номер один стал носить аналогичную фамилию, одну из самых нынче распространенных в Корее. Да и вообще, большинство известных корейских фамилий – в том числе и Ким, изначально относящаяся к категории сонголь, иначе «священная кость», – произошли именно из Силла). В жены себе основатель династии взял тоже не абы кого, а девицу-красавицу, всем на удивление родившуюся из бока прикорнувшего у колодца дракона. Руководила столь неординарная чета своим народом долго и счастливо, а потом в одночасье живьем свалила на небо.

Керамика ручной работы

Керамика

История керамики

Имея в качестве начальства их потомков, генетически и исторически чрезвычайно одаренных, корейцы Объединенной Силла более двухсот пятидесяти лет жили достаточно дружно и спокойно: усердно выращивали рис, просо и специи (и вообще занимались развитием традиций своей аутентичной кухни), не спеша и со вкусом торговали (друг с другом и с соседними, континентальными и островными народами), прилежно поклонялись духам своих предков (в масштабах как семьи, так и государства: подобная практика, к слову, неукоснительно соблюдается до сих пор – ни капитализм, ни коммунизм этому совершенно не помеха), а также делали особенный упор на творческую самореализацию.

Крепли культурные связи с Китаем: из Срединного государства стали привозить первый селадон, вызвавший у корейцев живейший интерес. К этому времени они в целом уже освоили технологию нанесения на керамику свинцовой серо-зеленой глазури, однако импортный селадон, безусловно, оказался круче: впрочем, решив, что не чанъины горшки обжигают, корейские гончары, засучив рукава своих чогори, принялись с похвальным рвением перенимать соседский опыт.

Но поначалу выходило как-то не очень: энтузиазм энтузиазмом, а ручки надо вырастить из правильного места. Первые корейские селадоны получались тускловатыми, темноватыми и слегка грязноватыми – куда им было до изысканной зелени, наводимой на посуду китайцами. Однако потом корейцы – а работать они умеют, это всем известно, – постепенно набили как следует руку, и их селадон загремел по всему миру. Но об этом немного позже.

К X веку корейцам надоело жить спокойно: скучно стало, что ли, или еще что, но они решили опять разбежаться в разные стороны и стали с упоением бить друг другу лица. Били долго и успешно; на сцену то и дело вылезали всякие предприимчивые и пронырливые граждане, которые пытались ухватить себе в личное управление кусочек распадающегося государства – дескать, каждый суслик в поле имеет право быть главным агрономом; в конце концов нашелся наиболее энергичный, по имени Ван Гон, утихомирил всех – кого кулаком, кого добрым словом, – взял себе двадцать девять жен из разных знатных семей и в 936 году основал новое государство Корё.

Вот тут-то и начался расцвет корейской культуры, вот тут-то и узнала Европа о корейском селадоне…

Период Корё (кстати, именно отсюда происходит современное название Кореи) продолжался до 1392 года, и все было неплохо. Феодалы феодальничали, крестьяне, само собой, крестьянствовали, торговцы – сами понимаете, чем занимались. Во внешней политике – с китайцами почти подружились, с японцами почти не поссорились. Ремесло развивалось вдаль и вширь – и гончарство испытало невиданный подъем: именно эпоху Корё связывают с высшей точкой развития корейской керамики. В стране действовало более трех сотен гончарных производств, при этом большая часть располагалась на юге, то есть на территории бывшего царства-государства Силла. Корёсские керамисты, продолжая традиции предшественников, создали собственные технологии, ставшие определяющими в развитии гончарного мастерства Кореи на многие столетия…

Корейская керамика

 

Керамика в Корее

Автор статьи: И. Потапов.

Контакты