История керамики: японский десант, ядреный самогон и отважная зверюшка

…Соратники Янаги Мунэёси, активно претворявшие в жизнь творческие принципы мингэй, в поисках вдохновения обращались к опыту самых разных культур: в числе их приоритетов были, как уже говорилось, традиции и европейские, и корейские, и китайские, и всякие другие – в том числе и такая оригинальная, как окинавская.

Керамика ручной работы

Керамика

Японская керамика

 

Японская керамика

Надо заметить, что окинавская художественная традиция весьма своеобразна и самобытна. Государство Рюкю (кроме Окинавы, еще кучка островов) было расположено между Японией и материком – отсюда своеобразие языка, культуры и вообще мировоззрения. Многие столетия и Китай, и Япония считали Рюкю сферой своих интересов, своим должником, данником, а то и вассалом. Рюкюсцы поддерживали каждого из соседей в этом их мнении, а сами торговали на обе стороны, богатели и в целом в ус себе не дули. Потом японцы взялись за дело всерьез: в 1879 году высадили десант и объявили себя главным начальством, присоединив архипелаг к великому государству Ямато.

Керамику на Рюкю (общее ее название ячимун – или якимун) делали давным-давно, еще в доисторические времена (у местных жителей и японцев общие предки – представители культуры Дзёмон). В XVI веке на островах, как и в Японии, появились корейские специалисты, которые научили аборигенов производству глазурованных изделий: в большинстве своем они обосновались в районе Цубоя; выпускаемую там продукцию стали называть цубоя-яки.

Традиционно гончары-обитатели архипелага изготавливали удобную столовую посуду, прекрасную черепицу, культовые предметы (особенно известны погребальные урны), а также керамические скульптуры и скульптурки: наибольшей популярностью пользовались (и пользуются до сих пор) изображения любимого и очень почитаемого рюкюсцами мифического зверя Сиса – это такой (или такая: считается, что они могут быть разнополыми) симпатичный гибрид собачки и львенка. По легенде, как-то раз на Окинаве завелся дракон с неуживчивым и даже просто скверным характером: шлялся где попало, пугал народ, громко рычал, пыхал огнем, ломал все на своем пути, приставал к прохожим с нехорошими намерениями, а то и вовсе пожирал всех, кто ему не нравился. Островитяне очень его боялись, но поделать ничего не могли: больно здоровенный был охальник. И вот однажды кто-то из представителей высшей окинавской номенклатуры (типа короля) задумчиво бродил по вверенной ему территории, держа за пазухой и поглаживая присланную китайским императором гламурную зверушку Сису. И вдруг – бац! Вроде бы чистое поле, однако вдруг из-за угла развязно выруливает тот самый дракон с аберрациями поведения. Обладатель властных полномочий, натурально, струхнул не на шутку, однако очень вовремя вспомнил пророчество, согласно которому победить негодную рептилию поможет только подарок из Поднебесной. Из импортных даров, кроме львенкособачки, под рукой ничего не оказалось; недолго думая, рюкосец выдернул зверька на свет божий и сунул его под нос агрессору. Сиса зарычала, загукала и залаяла (можно представить ее состояние), а дракон от неожиданности издал неприличный звук (скажем, заревел), причем настолько громкий, что близлежащие скалы зашатались, одна из них сорвалась с места и рухнула, угодив точнехонько по буйной головушке нарушителя общественного спокойствия. Результат: дракон в лепешку, а Сиса – спаситель нации и символ Окинавы. С тех самых легендарных пор островитяне ее обожают: керамические (и не только) изображения зверюшки, очень часто парные, можно увидеть буквально повсюду.

В плане утилитарном окинавская керамика имела свою специфику. Еще в XV веке на островах Рюкю стали гнать шикарный самогон под названием авамори. В отличие от японского сакэ, являющегося ни вином, ни водкой, а вообще неизвестно чем (традиционный способ приготовления – набиваешь рот рисом, пережевываешь, сплевываешь в специальную посудину, а потом все там бродит до готовности в 18-20 градусов: сейчас, правда, не плюются, а заправляют зерно специальной плесенью), авамори суть реальный крепкий напиток, который после перегонки разливали по керамическим бутылкам и выдерживали – долго, аж до трехсот лет. Производство такой ядреной штуки, считающейся еще одним из рюкюсских национальных символов, выдвигало особые требования к посуде, в которой она хранилась и из которой разливалась: бутылок, кувшинчиков, пиал было много, и все они были красивыми…

Керамика в Японии

Японская керамика

Японская керамика

Керамика

Контакты