Русское изразцовое искусство имеет давние и глубокие корни. Звучит вполне банально, но это правда: самые ранние изразцовые плитки, обнаруженные на территории Древнерусского государства, археологи относят к концу X – началу XI века: тогда изразцовый декор применялся в оформлении княжеских палат, причем был не только монохромным, но и многоцветным. На территории Владимиро-Суздальской земли (Старая Рязань, Владимир) найдены первые русские изразцы, покрытые прозрачными глазурями.
![]() Династический символ Владимиро-Суздальского княжества
Муравленый изразец, около 1650 г.
Красный широкорамочный изразец г. Ярославль, XVII в. | Подобная традиция пришла на Русь из Византии, однако русские мастера, используя собственный опыт в производстве керамики, значительно обогатили ее, привнеся новые, свойственные нашему менталитету, идеи и взгляд на жизнь человека более, так сказать, северного и сурового; их колористические и стилистические решения уже значительно отличались от византийских образцов: в самом деле, лев для Восточной Римской империи – дело обычное, а для Руси – нечто невиданное, загадочное и страшноватое, поэтому его изображение на полу античной базилики выглядит совсем иначе, нежели в княжеских палатах Андрея Боголюбского: там – просто животное, здесь – сакральный символ княжеской власти… Можно только гадать, каких высот достигло бы развитие культуры и искусства в Древнерусском государстве, если бы оно не было резко остановлено монголо-татарским нашествием. Многие выдающиеся историко-культурные памятники были уничтожены, мастера, их создававшие, погибли. Многие ремесла, в которых русские опережали европейцев, оказались забыты. Лишь в XV веке началось возрождение производства русских изразцов: созданные псковскими мастерами муравленые изделия, московская терракота, многоцветие рельефов Дмитрова и Старицы XV-XVI – наиболее ранние работы из дошедших до нас. Каменное зодчество Москвы, в XV веке становившейся одним из центров собирания русских земель, в основном следовало домонгольским традициям Владимиро-Суздальской Руси. Однако внедрение в то время такой строительной новинки, как кирпич, привели к тому, что на смену белокаменной резьбе приходит терракота. В основном ею декорировали храмы, однако не только: к примеру, княжеские палаты 80-х годов XV века в угличском кремле украшены большемерными плитами с растительным орнаментом. А позже, во второй половине XVI века, в Москве началось производство терракотовых печных изразцов – так называемых «красных». Как и терракотовые плиты, красные изразцы производились из красных глин в резных деревянных формах, затем сушились и обжигались; для крепления изразца с тыльной стороны делалась так называемая румпа. Лицевые поверхности изразцов были покрыты рельефными изображениями: военные сценки, животные, птицы, растительный орнамент… Еще в древности была известна техника так называемой «муравы» – свинцовой зеленой глазури. После татаро-монгольского нашествия ее начали возрождать во Пскове. Знаменит своей муравленой керамикой Псково- Печерский монастырь, где в стенах подземных галерей находится около сотни муравленых надгробных плит (их называли «керамидами») XVI-XVII веков. Ранние надгробия покрыты богатым орнаментом, поздние – попроще: вычурный шрифт эпитафий заменил украшения. В плане производства муравленой керамики Псков намного опередил москвичей – едва ли не на полтора столетия: первые из дошедших до наших дней московских муравленых изразцов относятся к тридцатым годам XVII века. (Правда, во время реставрационных работ в храме Василия Блаженного обнаружились цветные изразцы, вмурованные в стены в процессе строительства собора, который возводился как беленый. Изразцы эти были выполнены из светлой глины и покрыты разноцветной стекловидной глазурью). Тип и сюжеты ранних муравленых изразцов имеют много общего с красноглиняными предшественниками. Для их производства применялись белые и светло-серые глины, некоторые изделия покрыты поливой коричневого цвета (Троицкий собор и Казанская церковь в Муроме). Со временем русские мастера совершенствуют технологию производства своих изразцов, что позволяет значительно удешевить стоимость их изделий, которые становятся гораздо более доступными. Обращает на себя внимание и прекрасное качество деревянных форм: создававшие их резчики – великолепные художники.
| ![]() Терракотовая плита, XV в.
Плита терракотовая в поясе Рождественского собора Ферапонтова монастыря, XV в. |
В сюжетах декора середины XVII века преобладают своеобычные для Руси мифологические герои: Соловей-разбойник, Бова-королевич, фантастические животные – Единорог, птица Сирин, грифон… Русское искусство и русское ремесло следует в русле своих традиций. Однако уже дает о себе знать и следующее обстоятельство: оправившись от тяжких последствий страшного Смутного времени, Россия расправляет плечи и с интересом смотрит на Запад. В 1654 году у Речи Посполитой отвоеван Смоленск; Киев, мать городов русских, возвращается в пределы Руси. Замечательные западнорусские мастера, впитавшие лучшее из западноевропейской культуры, начинают работать в России…
Автор статьи: И. Потапов.