Для отделки жилья изразцы применялись еще в VI-III тыс. до н. э. История печной и фасадной керамики исчисляется тысячелетиями, а технология изготовления этого декоративного материала прошла долгий путь развития и совершенствования.
Подготовка материала
Прежде чем принять форму красивого изразца, глине предстоит долгая подготовка. Непосредственно на месте добычи сырье подвергается естественной обработке по одной из методик:
Летование. Сырье на полгода-год укладывают на открытую площадку в длинные бурты, в которых глина под действием атмосферных факторов разрыхляется и повышает свои формовочные свойства. Вымораживание. Глина, уложенная на открытой площадке в бурты высотой до 1 м, подвергается влиянию низких температур – ее природная структура разрушается, и материал улучшает свои технологические свойства. Замачивание. Эта технологическая операция производится в специально вырытых траншеях или в буртах, в результате чего глина приобретает желаемую консистенцию. С целью механической обработки комки сырья высушиваются и измельчаются. Пыль просеивается через мелкое сито, очищаясь от крупных примесей: песка, камешков, растительных включений. Что касается мелких песчинок и органических частиц, с ними справляется отмучивание. Отмутить глину – значит развести просеянный материал в воде и дать отстояться. Высветленная вода аккуратно сливается, а жидкая глина вычерпывается. В итоге на дне емкости остается нижний слой из песчаных и растительных элементов, губительных для керамики. Жидкое сырье помещается в широкий ящик, чтобы лишняя влага быстрее испарилась, а глина приобрела консистенцию густого теста. Последний этап подготовки – тщательное перемешивание. Изготовление глиняной моделиВыполнению модели предшествует разработка ее эскиза. Это может быть оригинальный или срисованный узор, объемные фигуры или определенная фактура. В соответствии с эскизом далее изготавливается плинтус. Комку глины придается форма лепешки толщиной 2-3 см, из которой и вырезается основа желаемой формы. Параметры заготовки следует выбирать с учетом усадки и объема рабочей камеры печи. Лицевая поверхность плинтуса выравнивается, после чего с помощью стек выполняется нанесение предполагаемого объемного рисунка или создание фактуры. Контуры изображения обычно выкладываются глиняными валиками, а пространство между ними заполняется материалом таким образом, чтобы гипсовая форма могла свободно отойти от изразца. Иначе, выражаясь языком керамистов, изразец будет сделан «не на выход». В завершение модель подвяливают и выглаживают ее поверхность влажной губкой. Создание гипсовой формыИнтересно, что свое название изразцы получили от форм, которые на Руси изготавливали из древесины, украшая резными узорами. С развитием технологии производства изразцов формы стали делать из гипса. Этот материал имеет ряд преимуществ: гипсовая матрица позволяет отмять до 200 изразцов, а в случае износа или повреждения ее несложно воспроизвести. Чтобы сделать оттиск модели, из фанеры либо дощечек вокруг нее сооружают 6-7-сантиметровую опалубку. Учитывая, что текучесть гипсовой смеси сохраняется в среднем в течение 2-3 минут, готовый раствор незамедлительно вливается в опалубку. Этой операции должно предшествовать смачивание модели водой и смазывание всех ее рельефов гипсовым раствором с помощью кисти. Спустя 10-15 минут опалубка разбирается, а гипсовая форма просушивается. После ее полного отвердения из нее извлекается модель. Отминка и сушка изразцовЕсли речь идет о производстве изразцов высокого качества, полученная матрица – лишь черновой вариант для изготовления более совершенной чистовой гипсовой формы, именуемой «капом». Далее следует отминка. Глина равномерно раскатывается от центра к краям формы и остается там примерно на час. Гипсовая форма впитывает влагу из глины, благодаря чему масса уплотняется, уменьшается и легко отходит от стенок. Изделия, предназначенные для изразцовых печей и каминов, также дополняются румпой – коробом высотой 5-10 см, который изготавливается из пласта глины и прикрепляется с обратной стороны изразца в тот момент, когда он находится в форме. В румпе проделываются небольшие отверстия для проволоки, незаменимой в процессе монтажа изразцов. Сушка – ответственный этап производства изразцов. Его длительность зависит от массы изразца, температуры и влажности воздуха. Сквозняки способны привести к деформации изделий, потому процесс сушки требует постоянного контроля. Подсохший черепок обтачивается, освобождается от глиняной пыли и ангобируется. Обжиг и роспись изделийЗа ангобированием следует обжиг в электропечах с постепенно возрастающей температурой. Полученный в результате обжига изразец остывает, а затем методом окунания или поливки покрывается жидкой эмалью, придающей ему красивый блеск и сочность цвета. После высыхания эмали изразец попадает в руки мастера-резчика, в задачи которого входит обработка краев и проверка качества утильных изделий. Далее наступает момент настоящего преображения: изразец направляется к художникам. Сегодня художники-керамисты располагают различными способами росписи изразцов. Холодная роспись, не требующая последующего обжига, выполняется с помощью масляных красок. Перед этим изразцы покрывают натуральной олифой, а после росписи – масляным лаком. При росписи ангобами используют различные сорта глины и др. Расписанный изразец подвергается второму – «бисквитному» – обжигу, в результате чего краски приобретают окончательный оттенок, а глазурь сплавляется, образуя прочную пленку. Готовый изразец должен иметь правильную форму без искривлений и трещин, быть равномерно покрытым глазурью и при постукивании издавать чистый звук. В итоге весь технологический процесс производства изразцов занимает в среднем месяц-полтора. | ![]() Изначально глина подвергается естественной отработке Примеси и включения в глине губительны для керамических изделий Тщательная очистка глины – залог качества изразцов Керамическому шедевру предшествует эскиз Художественные возможности глины неограниченны Стеки – главное «оружие» керамистов |