Японская керамика – восхищающая простота и завораживающее изящество

Непросто написать о керамике Японии небольшую статью – ведь история ее уходит своими корнями вглубь веков и насчитывает более 10 тысячелетий. Причем, за этот немалый промежуток времени всевозможных направлений в этом искусстве было огромное множество.

Именно на Японском архипелаге обнаружили в 1960 году древнейшую в мире керамику – обломки сосудов из глины, которым, если верить данным, полученным в результате радиоуглеродного датирования, около 13 тысяч лет. Панно из керамической плитки, к сожалению, там не нашли, однако найденные предметы представляют огромный интерес как для ученых, так и для человечества.


Современная японская керамика в стиле Дземон

Современная японская керамика в стиле Дземон


Особый интерес представляют собой статуэтки догу

Особый интерес представляют собой статуэтки догу


Образцы керамики эпохи Кофун

Образцы керамики эпохи Кофун


Чайный сервиз в стиле раку

Чайный сервиз в стиле раку


Отличительная черта японской керамики – изысканная простота

Отличительная черта японской керамики – изысканная простота

Керамика эпохи Дземон

Одни из самых ранних образцов относятся к эпохе Дземон, насчитывающей свыше 3 тыс. лет своего существования. И хотя этой керамике несколько тысяч лет, вы поразитесь ее изяществу и проработанности рельефа. Сложно поверить, что племенами охотников и собирателей могли создаваться настолько художественно совершенные, и, при этом, сложные по техническому исполнению изделия, которые можно назвать произведениями керамического искусства.

Несмотря на то, что изделия Дземон относятся к «веревочной» керамике, сходство с ней проявляется только в способе изготовления с применением веревочных жгутов. Однако если оценить пластичность форм и богатство рельефа, становится понятна значительно более высокая художественная ценность японской керамики по сравнению с архаичными европейскими сосудами.

Особый интерес представляют собой статуэтки догу, которые некоторые ученые уверенно называют изображениями инопланетян, одетых в скафандры.

Керамика Яей

Одновременно с керамикой Дземон, просуществовавшей до 4 столетия до н.э., начало развиваться и другое направление, которое получило название керамика Яей. По большей части это была незатейливая по декору посуда, практически не имевшая никаких орнаментов, красноватого оттенка и отполированная до блеска.

По качеству глина, использовавшаяся в изделиях Яей, была гораздо лучше, что позволяло изготавливать сосуды с более тонкими стенками. Здесь также была усовершенствованна техника обжига и начал применяться гончарный круг.

Отличительные черты японской керамики эпохи Кофун

На смену пришла эпоха Кофун, которая длилась с ІІІ до VII столетия н.э. Наиболее характерной для данного периода была керамика в виде небольшой тарелочки или уплощенной чашки с высокими краями и крышкой. Уже с 8 века гончары Киото стали применять для обработки керамики легкоплавкие трехцветные (желто-бело-зеленые) и одноцветные зеленые глазури.

Однако большей популярностью стали пользоваться керамические изделия, покрытые солевой и зольной глазурью, которая образовывалась из-за попадания пепла на поверхность изделия. При высоких температурах он превращался в полупрозрачную зеленоватую пленку, имеющую неровную фактуру.

Также большой интерес представляют солевые глазури, получавшиеся при обжиге, когда на поверхности керамики сжигались морские водоросли и соли. Данная технология использовалась некоторыми мастерами вплоть до 19 столетия.

Благодаря постоянному совершенствованию печей, с 13 столетия мастера смогли наращивать в них температуру до 1200 °С. Это дало возможность использовать для покрытия изделий полевошпатовую глазурь.

Обычно каждая мастерская работала с местными материалами, благодаря чему изделия и отличались друг от друга. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что продукцию называли, как правило, по месту ее изготовления. Так, керамика сига-раку изготавливалась из красновато-коричневого сырья, изделия сэто – из серой глиняной массы, керамика тамба и бидзен из темной глины и т.д.

Развитие японской керамики в связи с распространением церемонии чаепития

В 13-14 столетиях среди буддийских монахов широко распространяется церемония чаепития. И если поначалу все пользовались керамическими чашами «ванн», завозившимися из Китая, то очень скоро местные гончары начали изготавливать чайные чашки «тяван». Они имели форму довольно глубокого сосуда с практически прямыми стенками, что делало чашку удобной для удерживания в руке.

Традиционной тяжелой грубоватой керамике были присущи именно те качества, которые полностью гармонировали с новыми идеалами красоты чайной церемонии – непритязательностью, простотой и утилитарностью. Это и стало мощным стимулом для развития японской керамики.

Изделия раку

В 16-17 столетиях в Японии зародилась технология изделий «раку», непосредственно связанная с повсеместным распространением церемонии чаепития. Чтобы подчеркнуть внутренний смысл ритуала, стали по-особому сервировать чайный стол. Особым значением наделялась чайная посуда, то ощущение, которое она передавала участникам чаепития. Она формировалась исключительно вручную, без использования гончарного круга. На этой посуде вы можете увидеть легкую асимметрию контуров, неравномерность толщины стенок, что не являлось браком, а было результатом реализации определенной художественной идеи.


Образец древней керамики Дземон

Образец древней керамики Дземон


Керамика Яей отличалась от Дземон более тонкими стенками

Керамика Яей отличалась от Дземон более тонкими стенками


Керамика бидзен изготавливалась из темной глины

Керамика бидзен изготавливалась из темной глины


Чашу «тяван» с прямыми стенками было удобно держать в руке

Чашу «тяван» с прямыми стенками было удобно держать в руке


Мастера раку умело балансировали на грани изысканной простоты и откровенного брака

Мастера раку умело балансировали на грани изысканной простоты и откровенного брака

Корейский мастер-черепичник Тодзиро, чтобы создать необычные декоративные эффекты, умело пользовался технологическими дефектами, возникавшими в процессе обжига и глазурования керамики. Изготовление изделий раку – дело весьма непростое, так как от мастера требуется не только безукоризненное владение навыками работы с глиной, но и умение балансировать на грани, разделяющей изысканную простоту с красноречивым браком.

Искуснейшие мастера раку приравнивались к знаменитым поэтам и художникам. Лучшие изделия раку получили имена собственные и заняли почетное место в национальной сокровищнице произведений искусства.

В 17 столетии японские мастера освоили новые для них виды гончарных изделий – фарфор и фаянс. Фаянсовую формовочную массу готовили из особых видов глины с добавками полевого шпата. Пройдя процедуру обжига, фаянсовый черепок становился кремовым, белым или сероватым. Хрупкость и прозрачность фарфора фаянсу была неведома, зато такие изделия были более практичными и прочными.

Что касается фарфора, существовало несколько известных центров его изготовления, у каждого из которых были свои художественные и технологические особенности производства. Мастера Хирадо в начале 19 столетия стали изготавливать фарфор «яичная скорлупа» с присущими ему прозрачными светящимися стенками.

Многие говорят о сходстве китайской, корейской и японской живописи. Однако отличительной чертой японской керамики является отсутствие парадности и пышности. В каждом изделии японских керамистов можно увидеть изящные и сдержанные изображения природы, которые, несмотря на свою лаконичность, а, возможно, как раз благодаря ей, выглядят еще более привлекательными в своей простоте.

Контакты