Непросто написать о керамике Японии небольшую статью – ведь история ее уходит своими корнями вглубь веков и насчитывает более 10 тысячелетий. Причем, за этот немалый промежуток времени всевозможных направлений в этом искусстве было огромное множество.
Именно на Японском архипелаге обнаружили в 1960 году древнейшую в мире керамику – обломки сосудов из глины, которым, если верить данным, полученным в результате радиоуглеродного датирования, около 13 тысяч лет. Панно из керамической плитки, к сожалению, там не нашли, однако найденные предметы представляют огромный интерес как для ученых, так и для человечества.
Корейский мастер-черепичник Тодзиро, чтобы создать необычные декоративные эффекты, умело пользовался технологическими дефектами, возникавшими в процессе обжига и глазурования керамики. Изготовление изделий раку – дело весьма непростое, так как от мастера требуется не только безукоризненное владение навыками работы с глиной, но и умение балансировать на грани, разделяющей изысканную простоту с красноречивым браком.
Искуснейшие мастера раку приравнивались к знаменитым поэтам и художникам. Лучшие изделия раку получили имена собственные и заняли почетное место в национальной сокровищнице произведений искусства.
В 17 столетии японские мастера освоили новые для них виды гончарных изделий – фарфор и фаянс. Фаянсовую формовочную массу готовили из особых видов глины с добавками полевого шпата. Пройдя процедуру обжига, фаянсовый черепок становился кремовым, белым или сероватым. Хрупкость и прозрачность фарфора фаянсу была неведома, зато такие изделия были более практичными и прочными.
Что касается фарфора, существовало несколько известных центров его изготовления, у каждого из которых были свои художественные и технологические особенности производства. Мастера Хирадо в начале 19 столетия стали изготавливать фарфор «яичная скорлупа» с присущими ему прозрачными светящимися стенками.
Многие говорят о сходстве китайской, корейской и японской живописи. Однако отличительной чертой японской керамики является отсутствие парадности и пышности. В каждом изделии японских керамистов можно увидеть изящные и сдержанные изображения природы, которые, несмотря на свою лаконичность, а, возможно, как раз благодаря ей, выглядят еще более привлекательными в своей простоте.